Дианетика – источник базовых методов гештальт-терапии

Модератор: HoaryDrago

Дианетика – источник базовых методов гештальт-терапии

Сообщение HoaryDrago » 30 окт 2015, 18:52

Эту статью мы выставляли на нескольких ресурсах, даже пытались на Википедии в разделе Гештальт-терапии поделится данными, но как-то не срослось - материалы со временем подчистили. Скоро снова будет висеть на нашем блоке. Пока предлагаю здесь для вашего ознакомления-обсуждения. Думаю будет интересно.

Дианетика – источник базовых методов гештальт-терапии

Работы Рона Хаббарда, его книги, и, в частности, «Дианетика – современная наука душевного здоровья», оказали большое, и, порой, основополагающее влияние на некоторые современные психотерапевтические и психологические техники.

Дианетика – это методика, разработанная Л. Роном Хаббардом, которая может помочь облегчить такие болезненные состояния, как не желаемые ощущения и эмоции, неразумные страхи и психосоматические заболевания. Дианетику наиболее точно можно описать как «то, что дух делает с телом посредством разума».
К сожалению, очень редко можно встретить действительное признание заслуг работ Рона Хаббарда, тогда как указание источников при разработке той или иной дисциплины является, как минимум, правилом хорошего тона. Давайте восполним этот пробел.

И начнём с такой известной дисциплины, как гештальт терапия.

Гештальт терапия – психотерапевтическое течение, которое начало оформляться в середине прошлого века. Основой гештальт терапии стали интуитивные догадки и предположения Ф. Перлза. Гений Ф. Перлза и его сотрудников (в частности Лоры Перлз и Пола Гудмена) проявился в разработке экзистенциальной философии или «искусства жить», включающей в себя несколько философских, методологических и терапевтических направлений европейского, американского и восточного происхождения.
Основателем гештальт терапии считается Фридрих (Фритц) Соломон Перлз (Перлс). Впервые этот термин был применен им в названии книги «Гештальт терапия» (Perls, Hefferline, Goodman. Gestalt therapy. Excitment and growth in the human personality.- New York, Julian Press, 1951). [1]

Гештальт-терапия – это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человека, и, посредством этого, достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

«Гештальт» (Gestalt) – немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Gestalten – означает «облечь в форму», придать значимую структуру. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия – восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей.

Более подробно базовый подход гештальт терапии может описать сам основатель течения – Фридрих Перлз:
«…Меня часто называют основателем гештальт терапии. Это – чушь. Если вы называете меня открывателем или восстановителем гештальт-терапии, тогда ладно. Гештальт так же стар, как и мир. Мир, и в особенности каждый организм, поддерживающий, поддерживающий себя, представляет собой целостность, завершенность. И единственный постоянный закон в нем — закон образования гештальтов. Гештальт является органической функцией. Гештальт — это основная единица опыта. Если вы расчленили гештальт, — то он уже таковым не является. Возьмем простой пример из химии. Вы знаете, что вода — Н2О — состоит из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода. Если Вы нарушаете целостность воды, расщепляете ее на водород и кислород, то воды уже больше нет. И если вы теперь испытываете жажду, то вы можете вдыхать сколь угодно много водорода и кислорода, но это не утолит вашей жажды. Таким образом, гештальт — это переживаемый феномен. Если вы анализируете, если вы расчленяете его, — это становиться чем-то иным. Можно называть это единицей опыта, подобно, скажем, вольтам в электричестве или эргам в механике…». [2]

Технические приёмы гештальт терапии опираются на определённые отношения. Эти отношения – проявления одного, основного отношения, которое в свою очередь опирается на переживании очевидности. Возможно, переживание очевидности актуальности – что мы здесь и сейчас, и наши поступки конкретны. Переживание очевидности ответственности – наши конкретные поступки делаем именно мы. И переживание очевидности осознанности – когда мы осознаём результаты наших поступков вне зависимости от того, согласны ли мы с ними, отрицаем ли мы их или ещё что-либо с ними делаем.
Основной аспект философии гештальт терапии – аспект актуальности, поскольку ответственность и осознанность неотделимы от настоящего времени. [3, c. 43-44]

Соответственно, одна из основных техник в гештальт терапии – концентрация на настоящем, «здесь и сейчас». И, по-сути, это основа технологии гештальт терапии. Для того чтобы выделить этот термин и сделать его отличимым, в гештальт-терапии вводится новый термин – Презентификация:
«Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания пациент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его и управляется с ней, как если бы она была в настоящем» [3, c. 157]

Существует, по крайней мере, два пути, в которых концентрация на настоящем отражена техническим репертуаром гештальт-терапии. Один – это откровенная просьба к пациенту следовать его намерениям, здесь выражается то, что выходит в его теперешнее поле сознания. Чаще всего это сопровождается наставлением воздержаться от осмысливания во имя чистого самонаблюдения. Другой путь – это презентификация прошлого или будущего (или фантазии в целом). Он может принять внутреннюю попытку к идентификации или переживания прошлых событий как возврат дианетики [выделено жирным авт., курсивом – в оригинале], или, что более часто, к проигрыванию сцен с мимикой и позами, соответствующими сцене, а также вербальным участием, как в психодраме. [3, c. 46]


В общем-то, именно так можно охарактеризовать основы гештальт терапии. И перейти к основной теме нашего исследования – к влиянию дианетики и Рона Хаббарда на формирование гештальт терапии.

Обратите внимание на предпоследний абзац, который описывает два пути отражения технического репертуара гештальт терапии. Там ведётся речь о презентификации прошлого и будущего, то есть, перепроживания их «как бы из настоящего». И упоминается один из базовых приёмов – возврат дианетики.
Возврат (или возвращение) дианетики – это один из способов воспоминания того, что человек обычно не осознаёт. Это не память, когда человек «вспоминает что-то». Это возвращение. Воспоминание является гораздо более сложным процессом, чем возвращение. Человек может «отправиться назад» в любой период всей своей жизни. Причём, в полностью бодрствующем состоянии, полностью осознанно и без всяких наркотиков, к какому-нибудь событию, которое он пережил в прошлом. По-сути, человек перепроживает это событие заново, «находясь» там.

Возврат дианетики – это сама по себе мощная и сильная технология, использование которой позволяет получить очень большие и стабильные результаты.
Ни имя Рона Хаббарда, ни дианетика, не упоминаются в работах Фрица Перлза – что не удивительно, если учесть биографию Фридриха. Однако, правда приоткрывается его последователем, Клаудио Наранхо, автором ряда книг, и, в частности, книги «Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма». Далее по тексту книги мы встречаем более подробное упоминание о действительном влиянии дианетики и Рона Хаббарда на становление методов гештальт терапии:

«…На Фритца это [отсутствие максимализации переживания воспоминаний в психоанализе – авт.] повлияло не столько из-за его особого отношения к драматургии и к работе Морено, сколько из-за базовой техники дианетики Рона Хаббарда (как видно из его вступления к докладу по дианетике доктора Винтера). (Винтер Дж. А. «Доклад врача по дианетике». – Нью-Йорк: Джулиан пресс, 1951 г.). Как пишет в своей книге Хаббард, его техника возвращения представляет собой практику, способствующую тренировке чувственного и эмоционального воспоминания в противовес чисто интеллектуальной памяти. «Стать» ребёнком вновь в такой-то ситуации прошлого и сказать папочке, что не сумел сказать ему в реальности, по экспрессивности может быть гораздо сильнее, чем простое описание или отражение воспоминаемого события…» [3, c. 158]

Итак, как минимум один из основных методов в гештальт терапии появился благодаря технологии дианетики. С тех пор гештальт терапия разрослась и впитала в себя множество других течений (и является по своей сути эклектически компилятивной), – так что провести сравнительный анализ практических приёмов и теоретических основ не представляется корректным.

Однако, анализируя эффективность дианетики и гештальт терапии, нельзя не отметить значительное преимущество первой как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения стабильности результатов.

Использованные источники:
http://gestalt.in.ua/view_gestalt.php?id=4
http://www.my-psiholog.kiev.ua/index.php?id=15
Клаудио Наранхо. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – С. 43-44.
HoaryDrago

 
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 30 окт 2015, 17:02

Re: Дианетика – источник базовых методов гештальт-терапии

Сообщение bereg » 31 окт 2015, 11:45

Справедливости ради хотелось бы отметить работу с возвращением и более ранних пра-психолологов.Так знаменитый гипнотезер 19 века Антон Месмер возвращал своих клиентов в прошлое и они получали множественные озарения. Некоторые клиенты, большинство из которых были дамами, даже получали оргазм.
Антон Месер публично объявил, что в состоянии транса (измененном состоянии сознания) человек способен сколь угодно далеко заглянуть в свое прошлое, а иногда даже в будущее.
А если взглянуть на динамику мысли Зигмунда Фрейда, то можно увидеть, что он в своих ранних исслованиях также использовал гипноз для того, чтобы отправить человека в прошлое, и там обнаружить настоящую причину проблем в психике человека. Иногда это удавалось, и человек получал катарсис - огромное облегчение с высвобождением энергии (саентологический термин - релиз).
Джон Атак в своей книге "Кусочек синего неба" утверждает, что имено Фрейд первым описал расположение однотипных случаев в уме клиента как цепь ранее подобных инцидентов. Ссылки приведены, нужно их проверить.
К сожалению, Фрейд изменил этому перспективному вектору в исследованиях и принялся разрабатывать малоэффетивный метод ассоциаций (психоанализ) и толкование сновидений.
Впрочем, в некоторой степени его можно понять, поскольку было установлено, что гипнозу поддаются не все. Гипнозом можно больше навредить, чем помочь. То, что занесено в сознание клиента гипнозом (команды, случайные фразы), очень проблематично потом убрать. И это создает дополнительные неприятности.
Также установлено, что клиент становится зависимым и полностью подчиняется воле гипнотизера даже вне сеансов терпии. А это источник злоупотреблений по сей день.
Как я понимаю, Хаббард на ранних этапах исследований также использовал гипноз и психоторопы для погружения человека в его индивидуальное прошлое. Но позже выяснил, что человек способен и без внешнего подавителя сознания, каковыми являются гипнотизер и химические средства, полностью погружаться и рассматривать картинки прошлого. В книге "Дианетика" он назвал это состояние ревери. Это когда человек не вспоминает, находясь в настоящем, а заново перепроживает отрывок прошлого, ведет себя как вел тогда, чувствует то же, что чувствал тогда.
На мой взгляд, именно это явилось демаркационной линией, разделяющей наработки ранних психологов и исследования Л.Рона Хаббарда. Начиная с этого открытия Хаббард уже самостоятельно пошел дальше и создал полноценную науку ума и духа, разрабол философские принципы, навсегда опередив других исследователей.
Аватара пользователя
bereg
Администратор
 
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 04 июн 2014, 13:38
Откуда: Москва

Re: Дианетика – источник базовых методов гештальт-терапии

Сообщение HoaryDrago » 31 окт 2015, 12:05

Совершенно верно, гипнотическое возвращение было предшественником и ЛРХ об этом тоже пишет. Также можно упомянуть как более раннего предшественника - возрастную регрессию при стрессах и шоковых состояниях, но как метод терапии это мало контролируемое событие.
Единственное отличие в методе возвращения - гипноз это ино-определенное возвращение, в котором пациентом управляет оператор (врач-гипнотизер) и часто после сеанса пациент мало помнит из своего сеанса.
Динетическое возвращение также более "экологично" - если случай довольно заряжен и у человека пока еще нет сил в него войти и осознанно его пережить,то этот случай будет временно ему не доступен. В гипнозе же можно запихнуть человека туда, куда он еще не готов идти и человек не только не уберет оттуда заряд, но и сам случай сеанса гипноза может записаться как новый травматический опыт /инграмма/.
Плюс в саентологии большое подспорье в виде э-метра /кожного-гальванометра/ который очень помогает в выборе того с чем работать и что более доступно для пациента /преклира/.
HoaryDrago

 
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 30 окт 2015, 17:02




Вернуться в Обсуждение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

cron